Расчет пассажирских потоков и градостроительное обоснование выбора мест размещения объектов Кольцевой линии Петербургского метрополитена

2022
Расчет пассажирских потоков и градостроительное обоснование выбора мест размещения объектов Кольцевой линии Петербургского метрополитена
2022

Работы были выполнены в рамках двух Государственных контрактов по разработке предпроектной документации (технико-экономическому обоснованию):
  1. Строительство участка Кольцевой линии метрополитена от станции «Большой проспект-2» до станции «Лесная-2» для нужд Санкт-Петербурга;
  2. Строительство участка Кольцевой линии метрополитена от станции «Лесная-2» до станции «Ладожская-2» с электродепо «Арсенальное» для нужд Санкт-Петербурга.
Исследуемые участки являются первой и второй очередями Кольцевой линии метрополитена Санкт-Петербурга. В их состав входят 11 станций: «Большой проспект-2», «Василеостровская-2», «Спортивная», «Петроградская-2», «Кантемировская», «Лесная-2», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2», «Большеохтинская-2», «Ладожская-2».
Целью работ было определение градостроительных, инженерно-технических ограничений размещения объектов метрополитена, основных технико-экономических параметров строительства участка линии, а также сбора исходных данных для последующего проектирования.

Лабградом проведён:
  • выбор и градостроительное обоснование мест размещения объектов метрополитена по вариантам путём анализа и изучения градостроительной, инженерно-технической, историко-культурной, социально-экономической и имущественно-правовой ситуаций;
  • расчет и анализ пассажиропотоков по вариантам трассировки линии с целью обоснования основных параметров сооружений и устройств линии метрополитена, обеспечивающих её провозную и пропускную способность.

Для участка линии от станции «Большой проспект-2» до станции «Лесная-2» проектные решения были разработаны в трёх вариантах, и в двух вариантах – для участка от станции «Лесная-2» до станции «Ладожская-2».

Помимо вариантов трассировки проектируемых участков, предусмотренных Техническими заданиями, по поручению Губернатора Санкт-Петербурга (протокол №6-в от 06.02.2017 г.) был отдельно рассмотрен вариант уменьшения радиуса Кольцевой линии. В результате была обоснована нецелесообразность изменения трассировки с варианта «Большого кольца» на вариант «Малого кольца».

Подбор площадок был осложнён тем, что территории, расположенные в зоне прохождения проектируемых участков линии, характеризуются наличием большого количества объектов культурного наследия, высоким коэффициентом застройки, отсутствием неиспользуемых территорий, незначительной шириной поперечных профилей улично-дорожной сети, сомкнутым фронтом застройки кварталов и стеснённостью внутриквартальных территорий.

Проектные решения по размещению площадок были проработаны с учетом обеспечения оптимальных условий ведения строительства и последующей эксплуатации объектов метрополитена. Ключевыми критериями выбора площадок были:
  • близость крупных зон и объектов притяжения (мест наибольшей концентрации деловой активности, центры жилых районов и т.д.);
  • возможность формирования транспортно-пересадочных узлов;
  • минимизация затрат на снос объектов капитального строительства, на изъятие земельных участков, на снижение негативного воздействия на здания и сооружения от деформации земной поверхности;
  • простота реализации с точки зрения прохождения согласований на подготовительном этапе проектирования;
  • минимизация ограничений движения на магистральной улично-дорожной сети в период строительства объекта, минимизация общей полезной площади территории города, занимаемой под строительные нужды.

Расчёты перспективных потоков были выполнены методом математического моделирования в целом по транспортной сети уличного и внеуличного транспорта Петербургской агломерации. Моделировались все варианты трассировки исследуемых участков линии и размещения вестибюлей для трёх этапов развития (периодов эксплуатации проектируемых объектов). На основании прогнозных потоков была определена провозная способность линий метрополитена, пропускная способность различных участков пути движения пассажиров, ожидаемый объём перевозок по линиям и загрузка элементов станций. Сравнение интегральных результатов расчётов пассажиропотоков стало основой для выбора наиболее предпочтительного варианта трассировки.

Материалы предпроектных проработок были рассмотрены и одобрены на Научно-техническом совете при Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга с участием профильных исполнительных органов государственной власти, а также экспертных организаций.
Получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» №00538-21/ГГЭ-15545/15-01 от 17.02.2021 г.
Материалы предпроектной документации стали основанием для Государственного заказа на разработку документации по планировке территории для размещения линейных объектов с целью последующего резервирования земельных участков под нужды развития метрополитена в Санкт-Петербурге.