Формирование базовых параметров территории и технико-градостроительных критериев оценки Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта

2021
Формирование базовых параметров территории и технико-градостроительных критериев оценки Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта
2021
Развитие городских транспортных систем во всем мире направлено на обеспечение большей эффективности городского землепользования, максимальное снижение нагрузки на природные ресурсы, обеспечение локальных особенностей организации передвижений, характерных для конкретного региона. Это происходит на фоне обостряющихся экологических, экономических и социальных трудностей. Поэтому задачи градостроительного анализа в транспортном планировании связаны с оценкой большого числа разрозненных параметров и условий, комбинаторные сочетания которых представляют собой уникальные инфраструктурные решения каждого конкретного города.
Данное исследование проводилось с целью формирования базовых параметров территории и градостроительных критериев, применяемых при оценке Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта в городах и агломерациях с привлечением средств федерального бюджета. В ходе отбора параметров, ряд из них (включая, например, «индекс трудовой сбалансированности», «плотность населения города», «плотность улично-дорожной сети», «коэффициент связности УДС») был исключен из состава базовых параметров, рекомендуемых для сравнительной оценки Инициатив. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт в окончательный перечень базовых параметров были включены только те показатели и коэффициенты, которые иллюстрируют поддержку сбалансированной градостроительной политики, а также оценка которых носит однозначный и объективный характер. Авторами была разработана методика определения зоны влияния от планируемых объектов инициатив в связи активным развитием новых видов передвижения в городах и агломерациях. Результатом проведенного исследования является планировочно-градостроительный критерий, состоящий из 11 параметров («Индекс разнообразия землепользования (объектов недвижимости разного функционального использования)»; параметр «Изменение доли населения города/агломерации, проживающего в пешеходной доступности остановочных пунктов»; параметр «Изменение доли количества мест приложения труда и мест очного обучения города/агломерации в пешеходной доступности остановочных пунктов»; параметр «Наличие регулярно функционирующих крупных (якорных) объектов»; «Индекс средневзвешенной криволинейности»; «Индекс обособленности путей»; «Индекс интермодальности»; параметр «Соответствие предложений инициативы предложениям по развитию транспортной системы в утвержденных документах»; «Удельный годовой объем перевозок на 1 км участка линии движения»; «Средняя длина поездки»; «Максимальный часовой пассажиропоток на наиболее нагруженном перегоне в одном направлении»). Для каждого параметра в работе приведены описания, методика расчета, назначение уровней соответствия значений и баллов, а также предлагаемый источник исходных данных для расчета параметра. Полученный критерий представляет собой сложнокомпонентный аналитический инструмент, применение которого будет способствовать эффективной и актуальной оценке Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта в городах и агломерациях.