Данное исследование проводилось с целью формирования базовых параметров территории и градостроительных критериев, применяемых при оценке Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта в городах и агломерациях с привлечением средств федерального бюджета. В ходе отбора параметров, ряд из них (включая, например, «индекс трудовой сбалансированности», «плотность населения города», «плотность улично-дорожной сети», «коэффициент связности УДС») был исключен из состава базовых параметров, рекомендуемых для сравнительной оценки Инициатив. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт в окончательный перечень базовых параметров были включены только те показатели и коэффициенты, которые иллюстрируют поддержку сбалансированной градостроительной политики, а также оценка которых носит однозначный и объективный характер. Авторами была разработана методика определения зоны влияния от планируемых объектов инициатив в связи активным развитием новых видов передвижения в городах и агломерациях. Результатом проведенного исследования является планировочно-градостроительный критерий, состоящий из 11 параметров («Индекс разнообразия землепользования (объектов недвижимости разного функционального использования)»; параметр «Изменение доли населения города/агломерации, проживающего в пешеходной доступности остановочных пунктов»; параметр «Изменение доли количества мест приложения труда и мест очного обучения города/агломерации в пешеходной доступности остановочных пунктов»; параметр «Наличие регулярно функционирующих крупных (якорных) объектов»; «Индекс средневзвешенной криволинейности»; «Индекс обособленности путей»; «Индекс интермодальности»; параметр «Соответствие предложений инициативы предложениям по развитию транспортной системы в утвержденных документах»; «Удельный годовой объем перевозок на 1 км участка линии движения»; «Средняя длина поездки»; «Максимальный часовой пассажиропоток на наиболее нагруженном перегоне в одном направлении»). Для каждого параметра в работе приведены описания, методика расчета, назначение уровней соответствия значений и баллов, а также предлагаемый источник исходных данных для расчета параметра. Полученный критерий представляет собой сложнокомпонентный аналитический инструмент, применение которого будет способствовать эффективной и актуальной оценке Инициатив по развитию метрополитена и трамвайного транспорта в городах и агломерациях.