Концепция транспортно-коммуникационных пространств по своему определению исходит из необходимости обеспечения всего многообразия жизнедеятельности человека в городской среде, что роднит ее со многими человекоцентричными градостроительными концепциями последних десятилетий. Некоторые положения этих концепций в высшей степени актуальны для выработки методологии организации ТКП. Одним из таких положений является последовательность «жизнь, пространство, здания» – порядок городского планирования, установленный Яном Гейлом в качестве необходимого условия формирования «города для людей» [3]. Эту последовательность можно уточнить, поскольку здание является лишь частным случаем городского объекта – физического элемента городской среды, обладающего явной функцией [4].
Первоочередное рассмотрение «жизни», то есть совокупности разнообразной человеческой деятельности, подсказано самой логикой исторического развития городов. Хорошо известные примеры средневековых городов Европы и по сей день впечатляют разнообразием и органичностью среды, возникшей в результате кристаллизации разнообразных форм городской жизни на ограниченной площади. В условиях полного отсутствия практики централизованного городского планирования сама специфика человеческой деятельности являлась необходимым и достаточным условием для определения того, где будет проходить улица, где разместятся те или иные здания, как будет организовано место для коммуникации горожан - городская площадь.
В XX веке, с развитием модернистского видения города, городское планирование, подчиненное необходимости обеспечения расселения огромного числа новых горожан, привлекаемых в города нарастающими волнами урбанизации, свелось к тому, что Ян Гейл назвал «планированием на чертежном столе». Обширные территории были поделены на функциональные зоны и застроены стандартными ячейками для жилья, развитие моторизованных видов транспорта привело к утрате связности застройки и улиц, рассматриваемых в качестве «зон транспортной инфраструктуры», на смену эволюционному и органичному развитию пришли быстрые, технически выверенные и нормативные решения. Градостроительное проектирование во многом свелось к размещению тех или иных необходимых городских объектов, при этом вопросы организации городского пространства и обеспечения многообразия городской жизни рассматривались в качестве второстепенных.
В настоящее время градостроительная деятельность переходит от «планирования на чертежном столе» к планированию в контексте действительных потребностей пользователей и разнообразия городской жизни. Таким образом, взаимодействие с будущими пользователями пространства и анализ градостроительной ситуации формируют первый и основополагающий этап городского планирования.
Следующим и ключевым этапом является создание общего замысла городского пространства. Важность этого замысла видится очевидной при работе с простейшими элементами пространства: к примеру, архитектор, разрабатывая фасад здания, сначала формирует общую композицию, иерархию и ритм пространственных элементов, и лишь затем переходит к детализации решений. Этот же порядок должен соблюдаться и при работе с большими пространствами: так, для формирования комфортной улицы необходимо первоначальное определение общей композиции, задающей последовательность и соподчинение основных пространственных элементов: зданий, пешеходных зон, озеленения, проезжей части и т.д. Необходимость общего замысла при работе с общественными открытыми пространствами особенно важна в условиях отсутствия у современного градостроителя права на ошибку: если в эволюционно сложившейся среде исторических городов ошибочные градостроительные решения носили локальный характер и правились на протяжении веков, то сейчас такие правки, как правило, невозможны, и пространство, сформированное без единого замысла и ставшее побочным результатом размещения разрозненных городских объектов, «разваливается», отталкивает пользователей и теряет свою ценность.
Лишь после определения общей формы, структуры и композиции пространства можно переходить к обобщению его элементов в качестве отдельных городских объектов. Сложное и многосоставное пространство само по себе не может быть объектом строительства и городского управления, поэтому необходимо его разделение на отдельные составляющие в соответствии с планами реализации, предполагаемыми собственниками и операторами объектов.