(Со)общение города: метрополитены
Градостроительные аспекты развития
2025
Метрополитен — это не просто магистральный пассажирский транспорт, а важнейший инструмент формирования городской среды. Его развитие влияет на пространственную структуру, стратегию роста города и повседневную мобильность миллионов горожан. Эта монография посвящена комплексному планированию метро как части устойчивой и эффективной системы массового транспорта.

Россия обладает уникальным опытом: уже в 1930-х годах в СССР был выработан научный подход к проектированию систем массового транспорта. Работы А.Х. Зильберталя, В.Н. Образцова, А.М. Якшина, создание профильных НИИ — всё это стало основой системного осмысления городского транспорта.
С середины 1960-х проектирование опирается на математическое моделирование. На ЭВМ рассчитывались матрицы корреспонденций, разрабатывались модели распределения потоков, позволяющие обосновывать схемы развития. Эти инструменты остаются ключевыми до сих пор: они помогают оценивать варианты, выстраивать этапы и выявлять приоритетные направления развития метро.

Так, в Генеральной схеме 1980 года было рассмотрено пять сценариев. Результаты позволили выбрать комбинированный вариант. Среди авторов был и основатель Лабграда — Михаил Петрович, работавший в мастерской №1 ЛенНИИпроекта. Там трудились крупнейшие специалисты: М.А. Пиир, А.П. Жуковский, Н.С. Пальчиков.

Михаил Петрович увлёкся темой «соединения планировки и потоков». Он руководил проектами в разных городах, но особенно значимы его работы по Ленинграду/Петербургу. Сегодня его опыт и методология стали основой для Лабграда. Мы развиваем их дальше, сохраняя дух градостроителей 1970–2000-х годов — открытых к новому и ответственных за будущее города.

В монографии раскрыты наиболее значимые, на наш взгляд, вопросы, с которыми сталкиваются проектировщики, планирующие развитие магистральных видов городского пассажирского транспорта, и прежде всего – метрополитена.
глава 1
Определяется предмет исследования — система метрополитена, её функции и особенности. Приводятся термины, используемые в практике и нормативных документах, формулируется расширенное определение метрополитена для РФ. Рассматриваются различия в планировке, масштабе и роли метро в разных городах мира. Представлен обзор развития MRT-систем в России и за рубежом, а также сравнительный анализ их ключевых характеристик.
глава 2
Рассматриваются методические и практические подходы к обоснованию проектных решений при развитии метро: выбор трассировки линий, размещение объектов и площадок. На примере Санкт-Петербурга показано сравнение двух вариантов кольцевой линии — «Большого» и «Малого кольца» — с анализом факторов, повлиявших на выбор.
глава 3
Описана оригинальная методика Лабграда по прогнозу пассажирских потоков — ключевом инструменте при выборе трасс и размещении станций. Метод основан на математическом моделировании и опирается на многолетний опыт анализа сети Ленинградского / Петербургского метро с 1965 по 2021 год.
глава 4
ТПУ рассматриваются как ключевые элементы транспортно-коммуникационного пространства города. Раскрываются принципы и критерии их планировочной организации, сценарии использования и требования к функциональной структуре. Приведены примеры ТПУ в разных типах городской среды с концептуальными схемами организации и преобразования пространства.

Другие статьи в блоге