ЛабГрад.Блог

Улица: множество моделей и способов описания

Само понятие «улица» — это словесная модель, которая используется для обозначения особого пространства «за пределами дома». Это пространство общественных отношений, пространство коммуникаций, это пространство, связывающее отдельных людей в городское сообщество. Отношения между «собственным» и «уличным» пространством занимают особое место в деятельности по формированию объектов недвижимости, застройке участков. Районы и города характеризуются в сознании практически всех горожан различными схемами построения улично-дорожных сетей — «радиально-кольцевыми», «прямоугольными» или «беспорядочными». Это образные хрестоматийные модели. Государственные деятели представляют развитие улично-дорожной сети с помощью моделей общественных отношений. В таких моделях дорожные сети характеризуются, в первую очередь, своим значением — федеральным, региональным, местным. В недавнем прошлом в центре внимания властей были такие объекты дорожной сети как «дорога к дворцу» и «дорога к загородной резиденции», сейчас их заменили понятия «дороги в аэропорт», «обходы города». Урбанисты будут рассматривать строительство новых улиц и дорог как инструмент развития городских территорий, а применяемые ими модели будут отражать связь улиц и окружающей застройки. В профессиональной среде организаторов дорожного движения для выработки проектных решений используют математические модели формирования и распределения транспортных потоков в транспортной сети. Улично-дорожная сеть в этих моделях представляется с помощью графоаналитических моделей. С точки зрения финансиста модель развития улично-дорожной сети — это модель, в которой главное место занимают финансовые потоки, а топология сети остается за пределами такой модели. Многообразие моделей отражает многообразие участников градостроительной деятельности, специфику интересов и задач, связанных с развитием улично-дорожных сетей.


По мере развития городского социума, усложнения городского пространства количество и специфика моделей будет возрастать. Это естественный процесс. Однако, увлечение одним взглядом на объект может привести к серьезным ошибкам в планировании. Так ...мы наблюдаем увлечение финансовыми и юридическими моделями улиц и дорог. Главенствует процесс формирования объектов недвижимости и инвестиционные схемы финансирования строительства, а собственно функция улицы и дороги оказалась забытой в новых управленческих процессах. Идеи формирования качественного уличного пространства, удобного для жизни, безопасного для движения, с понятным «направлением к храму» оказались невостребованными ... В результате в городах образуются путаницы подъездов-тупиков, на новых улицах возникают опасные повороты и неожиданные сужения, становятся привычными узкие дороги без тротуаров и без зеленых насаждений среди высоких глухих заборов. Простое следование букве новых законов, ставящих частную собственность выше общественных интересов, приводит и к снижению потенциала развития города в целом, и к потере качества жизни на отдельных участках землепользования.


Маленький дисклеймер: позиция команды Лаборатории градопланирования по вопросам неприкосновенности частной собственности, сформированная с учётом накопленного на момент 2021 года опыта, может не совпадать мнением, высказанным Михаилом Любомировичем в данном архивном тексте.

АрхивМП