Команда Лаборатории градопланирования посетила депо «Чижик» — первой в России частной трамвайной системы (по крайней мере, за последние 100 лет), построенной в Петербурге в рамках государственно-частного партнёрства «Транспортной концессионной компанией». Экскурсию провёл руководитель филиала ООО «ТКК» «Чижик» Николай Петров.
Само депо занимает 4.5 Га и на данный момент вмещает 23 единицы самого длинного в России подвижного состава (Stadler В85600М), при этом расчетная вместимость депо — около 60 единиц таких же Stadler и около 100 в приведенных единицах.
Водителей привозят на смену на такси (это экономически более выгодно, чем организовывать развозку автобусом). Перед сменой все проходят проверку физического состояния: пульс, давление, температура, отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе и даже тест на внимательность. В депо для водителей обустроены зона отдыха, столовая, гардероб с персональными шкафчиками и душевой; на конечном пункте «Ладожский вокзал» можно заметить небольшие строения с мини-кухней и санузлом, которые находятся в трамвайной полосе отвода. После прохождения контроля водитель выходит на линию. Автоматическая пропускная система предотвращает совершение водителями роковых ошибок, таких как выезд из депо не на своём трамвае (не такая уж и редкая ситуация на сменах, начинающихся в пять утра).
Контроль за соблюдением расписания осуществляется в диспетчерской, которая автоматизирована по максимуму, и за работой всей системы следят всего два диспетчера, которые включаются в работу только когда что-либо идёт «не по плану». Используются два программных комплекса: российский «Штрих-М», позволяющий осуществлять контроль подвижных составов (вплоть до сбора информации о количестве пассажиров в салоне в любой момент времени), и система управления движением чешской компании Electroline. Для «Чижика» обеспечен условно-приоритетный проезд на перекрёстках: расписание движения синхронизировано со светофорными фазами. Например, перекрёсток проспектов Косыгина и Наставников трамвай пролетает всего за 15 секунд. Хотя у «Чижика» нет полномочий по прямому управлению светофорными фазами на перекрёстках, у диспетчера есть возможность отправить запрос на корректирование фазы, но чаще всего любые погрешности в следовании расписанию решаются ускорением или замедлением движения подвижного состава. Диспетчер может напрямую связаться с водителем любого состава, и даже передать информацию пассажирам, ждущим транспорт — с помощью установленных на остановочных пунктах экранов и динамиков, а также через уведомления в мобильном приложении «Чижик».
Внедрение такого уровня автоматизации и контроля привело к тому, что серьёзных задержек подвижного состава, за исключением тех, что вызваны ДТП, не бывает. Если же ДТП случаются, то, при отсутствии пострадавших, задержка никогда не превышает 15 минут. При этом ДТП по вине водителя трамвая исключены. Благодаря всем вышеперечисленным мерам, удалось организовать практически бесперебойную работу трамвайной системы с интервалом движения подвижного состава в 2 минуты 20 секунд в час-пик, причём единственным лимитирующим фактором на данном этапе являются светофорные фазы на перекрёстках.
Также нам любезно показали и рассказали о ремонтном и помывочном цехе. Чистое помещение логично зонировано по функционалу. Современный дизайн, удобное и грамотно спланированное пространство, где каждый элемент заточен на безопасную и комфортную работу сотрудников. Открытием для нас в работе депо было многое, но особый восторг вызвал контейнер с металлической стружкой, оставшейся от обточки колесных пар. Время, затрачиваемое на обточку одного колеса — 30 минут. 30 минут, Карл! На вагон уходит 4-5 часов!
А теперь немного сухих, но впечатляющих чисел:
• Проектная вместимость подвижного состава — 370 человек (при наполненности 8 чел./кв.м); фактически в максимально нагруженный час одним вагоном «Чижик» перевозит около 300 пассажиров за раз. Учитывая интервал движения, получаем провозную способность, равную 🔥7800🔥 пассажиров в час!
• Средняя эксплуатационная скорость 25 км/ч. Скорость движения летящего «Чижика» на перегонах достигает 60 км/ч.
• Среднее время остановки 20 секунд на остановочных пунктах с небольшим пассажиропотоком, 30 секунд — на популярных остановках. Вне часа-пик — 10-15 секунд. В расписание закладываются остановки по 40 секунд.
• На линиях работают 80 водителей и 30 контролеров.
• В апреле 2020 падение пассажиропотока составило 90%; в феврале 2021 пассажиропоток лишь на 16% ниже, чем в феврале 2020.
Мы все остались под колоссальным впечатлением от уровня организации работы всей системы в целом и отношения к персоналу в частности; отдельно хотим поблагодарить «Чижик» за открытость и готовность поделиться любыми нюансами о работе трамвая. Восторг вызывает отношение к пассажирам – исследовательское и принимающее «такими какие есть». Мы горячо рекомендуем посетить депо «Чижика» всем транспортным планировщикам и управленцам транспортных предприятий. Надеемся, количество таких продвинутых транспортных систем в российских городах будет лишь расти в ближайшие годы.