ЛабГрад.Блог

Что понимать под развитием улично-дорожной сети?

Под развитием улично-дорожной сети мы понимаем расширение и усложнение структуры сети, улучшение работы составляющих сеть элементов, повышение функциональных свойств улично-дорожной сети в целом. Развитие улично-дорожной сети затрагивает интересы большого числа участников градостроительной деятельности и требует тщательного планирования мероприятий по развитию. Реализация планов развития происходит при наличии ярко выраженных интересов крупных «акторов» и согласии большинства других участников градостроительной деятельности. Роль специалиста по градостроительному планированию заключается в консультировании главных заинтересованных лиц. Однако, предложения специалиста должны исходить не только из интересов непосредственных заказчиков, но и из интересов долгосрочного устойчивого развития городов. Современное законодательство Российской Федерации предусматривает разработку долгосрочных планов развития городских территорий в рамках деятельности по территориальному планированию.


Обзор перечня задач, сформулированных в ряде исследованных генеральных планов, позволяет выделить три генеральных класса задач развития улично-дорожных сетей:

А. задачи структурирования пространства,

Б. задачи оптимизации внешних и внутренних связей,

В. задачи совершенствования улично-дорожной сети.


Каждый класс задач характеризуется специфическими интересами по освоению новых территорий или реконструкции ранее застроенных, повышению статуса городского транспортного узла, решению транспортных проблем, улучшению инвестиционного климата.


А. Структурирование пространства для размещения новой или реконструкции существующей застройки, устройства новых или упорядочением существующих коммуникационных узлов (площадей). Устройство уличной сети, делящей территорию на микрорайоны и кварталы застройки. Устройство площадей и других узловых элементов города.


Решение задач этого класса интересно крупным застройщикам, городским администрациям. Важнейшие показатели для оценки решений задач класса А в части развития улично-дорожной сети:

• Образ пространства

• Протяженность сети, плотность сети, размер квартала застройки

• Доля территории, отведенной под улично-дорожную сеть

• Характеристики территории, изымаемой для строительства улично-дорожной сети

• Количество и характеристики искусственных сооружений


Б. Оптимизация внешних и внутригородских связей

1. улучшение выходов на внешние автомобильные дороги и устройство обходов города,

2. улучшение связей с портовыми зонами, железнодорожными пассажирскими и грузовыми терминалами, аэропортом, грузовыми терминалами,

3. улучшение связей с центральным деловым районом и оптимизация транзита,

4. создание сети магистралей высокого класса (с большой надежностью и скоростью движения) для связи отдаленных районов города,

5. рациональное размещение переходов через препятствия — водотоки, железные дороги,

6. ликвидация транзита через жилые районы.


Основной интерес к решению задач этого класса должен быть у администраций активно развивающихся городов. Администрация решает задачи повышения инвестиционной привлекательности городов в целом и отдельных районов города. Важнейшие показатели для оценки решений задач класса Б в части развития улично-дорожной сети:

• ранг городского транспортного узла, доступность до узлов более высоких рангов, количество и ранги близлежащих узлов,

• численность населения, характеристики выпускаемой продукции, пассажиро- и грузооборот транспортного узла,

• характеристика центрального делового района (занятость, виды деятельности…),

• доступность центрального делового района города (средневзвешенное по городу, от аэропорта, с учетом зоны расселения),

• объем транзитных потоков, следующих через город, район города,

• доля территорий активно развивающихся районов города и доля стагнирующих территорий,

• соотношение протяженности магистральной и местной сети,

• характеристики ключевых элементов магистральной сети (мостовых переходов, въездов город, узлов),

• удельная транспортная работа, приходящаяся на 1 км сети.


В. Улучшение транспортных функций сети и уровня благоустройства

• Ликвидация аварийно-опасных мест

• Аварийно-опасные пересечения и участки дорог

• Пересечения с железными дорогами в одном уровне

• Выезды на магистрали

• Конфликтные точки с пешеходными и велосипедными путями сообщения

• Ликвидация мест возникновения заторов

• Повышение пропускной способности элементов сети и провозной способности транспортных коммуникаций (например, замена трамвая на внеуличный транспорт)

• Разделение видов движения, выделение специализированной пешеходной и велосипедной сети, создание зон успокоенного движения, устройство пешеходных переходов

• Повышение уровня благоустройства (устройство покрытий, водоотвода, освещения, озеленения)

• Снижение вредного влияния движения на застройку (устройство шумозащитных ограждений, озеленения и т.п.).


Интерес к решению задач этого класса — также у администраций городов. Он поддерживается интересом крупных компаний, специализирующихся на транспортном строительстве, организации движения, предоставлении транспортных услуг. Важнейшие показатели для оценки решений задач класса В части развития улично-дорожной сети:

• характеристики аварийности

• характеристики мест возникновения заторов

• характеристики пропускной способности

• использование территорий улиц

• характеристики видов движения

• уровень благоустройства улиц

АрхивМП