ЛабГрад.Блог

Механизмы развития улично-дорожной сети в СССР и РФ

Решение практических задач по развитию улично-дорожной сети в советский период градостроительной деятельности шло по следующей процедуре: 
  • разрабатывался генеральный план города, в котором определялась сетка магистральных улиц и их иерархия (использовались архитектурно-планировочные и транспортные модели, большое значение имел поиск компромисса между требованиями ключевых застройщиков и требованиями городской администрации). 
  • на основе генерального плана разрабатывались проекты детальной планировки для крупных районов. Сетка магистральных улиц дополнялась улицами местного значения. На этой стадии определялись «красные линии» улиц — линии, устанавливающие проектные уличные территории. Ширина улиц в красных линиях определялась по нормативам, установленным в «Строительных нормах и правилах». Улицы общегородского значения должны были иметь ширину в красных линиях 45-60 м, районного значения — 30-45 м, местного — 15-20 м.  

На рис. А показан фрагмент плана красных линий улично-дорожной сети для центрального района г. Перми — основная юридико-планировочная модель, применявшаяся для реализации планов развития планировочной структуры городов в советский период градостроительства. 

Юридико-планировочные модели развития УДС в современной российской практике градоустройства несколько изменились. 

Основное внимание в Градостроительном кодексе Российской Федерации, принятым в конце 2004 года, уделено вопросам формирования и застройки отдельных земельных участков, а также вопросам взаимодействия участников градостроительной деятельности. Развитие городских инфраструктур — транспортной, социальной — осталось только в виде темы размещения новых объектов капитального строительства. Совершенствование ранее созданных инфраструктур, улучшение их характеристик в юридической модели Градостроительного кодекса 2004 года отсутствует. [примечание из 2021 года: такой документ появился — Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры] 
Соответственно, переключение внимания на формирование и закрепление земельной собственности привело к замене существа понятия «красная линия». Вместо границы проектируемой территории улицы под красной линией стали понимать внешний контур группы (блока, квартала) земельных участков (см. статью 1 Градостроительного кодекса РФ). 

Реализация нового понимания «красной линии» в проектах планировок, выполненных после 2004 года, показывает, что территория улиц теперь формируется по «остаточному принципу». Это территория, не оформленная как земельные участки. 
На рис. Б и В приведены схемы, показывающие этапы формирования сети внутриквартальных проездов на примере проекта планировки одного из микрорайонов Санкт-Петербурга. Микрорайон застроен в 1963-1966 гг., проект планировки выполнен в 2009 году. Элементом планирования развития улично-дорожной сети служит схема, называемая «схема линий, обозначающих улицы, дороги, проезды» (на рис. В). При ее формировании преследовалась только одна цель: «обеспечить подъезд к каждому земельному участку». Задачи обеспечения безопасного и надежности движения, достаточной пропускной способности не ставились и не решались.  

АрхивМП