ЛабГрад.Блог

Поездка в Белгород

Белгород — редкий российский город, реализующий комплексную реформу общественного транспорта.



Перед поездкой в Белгород небольшой семинар для команды Лаборатории градопланирования провёл Дмитрий Грубый — сотрудник «Мосгортранса», один из разработчиков и идеологов транспортной реформы Белгорода и автор телеграмм-канала «Грубо говоря». Дмитрий задорно рассказал о белгородском опыте транспортных преобразований, в том числе о широко известной в узких профессиональных кругах реконструкции улицы Щорса. От начала работы над проектом Щорса до запуска первой очереди прошло всего 10 месяцев! Мы узнали от Дмитрия и его коллег много интересных технических подробностей введения выделенных полос для общественного транспорта и других деталях реформы, которая сейчас в самом разгаре. Важно упомянуть, что была поставлена цель сделать город удобным для пешеходов, общественного и немоторизованного транспорта. И совершенно осознанно был принят отказ гнаться за недостижимым уровнем комфорта для автомобилей — что редко встречается в современной российской практике транспортного планирования. На следующий день мы отправились в Белгород, чтобы увидеть улицу Щорса воочию.




Благодаря размещению выделенных полос посередине проезжей части, решена проблема конфликта с многочисленными примыканиями. Обособленные остановочные платформы безопасны и удобны для пешеходов. Отмечаем, что помимо физического выделения велодорожек, обустроены и велопереезды, и велосветофоры.




В результате преобразований (ещё не завершённых) средняя скорость движения автобусов по Щорса увеличилась с 8 до 14,5 км/ч, а после реализации транспортной реформы планируется достичь целевого показателя в 20 км/ч по всему городу.


Кроме того, мы посетили автобусный парк и главный офис Единой транспортной компании. 




Новое АТП работает с февраля 2020 года. Строительство парка и закупка нового подвижного состава профинансированы регионом и, в меньшей степени, программой «Безопасные и качественные автомобильные дороги».



Любопытно, что заявка Белгорода на финансирование по БКАД была признана лучшей, поскольку в ней представлена стратегия развития системы общественного транспорта на 15 лет вперёд. Комплексный подход подразумевает и реформу маршрутной сети, и строительство перехватывающих парковок, и введение удобной оплаты проезда банковской картой, и организацию полного цикла обслуживания подвижного состава (сертификацию ремонтных мастерских АТП у компании ЛИАЗ, повышение квалификации сотрудников), и многое другое. В итоге в Белгороде появился современный автобусный парк на 600 мест, аналогов которому в России пока нет.




В данный момент на предприятии работают 270 автобусов, которые ежедневно перевозят 220 тысяч пассажиров с 96-процентным соблюдением расписания.



Мы продолжаем с интересом наблюдать за Белгородом и его дальнейшими шагами в реализации транспортной реформы, в том числе запуске новой маршрутной сети. Искренне желаем им удачи!

Семинары