ЛабГрад.Блог

О градостроительном значении улично-дорожной сети

<действующие> определения, обеспечивающие деятельность по развитию автомобильных дорог и организации дорожного движения, не могут полностью удовлетворить требованиям разработчиков документов территориального планирования и градостроительной документации. В них нет определения таких существенных для градопланирования свойств дороги, как градостроительного значения дороги, характеристик многофункционального использования земельных участков дороги (не только для обслуживания автомобильного движения, но и для пространственной организации поселений, для пропуска пешеходных потоков и т.д.).

Нечеткость понятий приводит к потере объектов — улиц и дорог — как в прямом, так и в переносном смысле. Территории улиц оказываются незащищенными, их можно уменьшать и даже полностью включать в частные земельные участки. Нет оснований для оценки качества улично-дорожной сети как самостоятельного объекта планировочной структуры. Дороги в городе оказываются более важным элементом планировочной структуры, чем улицы. Все больше вопросов возникает при дроблении территорий микрорайонов и выделении для внутриквартальных проездов самостоятельных земельных участков: по сути, проезды становятся жилыми улицами, ведущими к частным земельным участкам.
Обращаясь к определениям, данным в отечественных и зарубежных толковых словарях и специальной литературе, находим следующее. В «Толковом словаре» Даля находим: «Улица — простор между двух порядков домов». Там же: «Дорога — ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, проезда или прохода…». У Ожегова: «Дорога — полоса земли, предназначенная для передвижения». В толковом словаре Random House Compact Unabridged Dictionary [1995] улица определена так: "Street — 1) общественный проход, проезд, путь сообщения, обычно замощенный, в деревнях и городах, включающий тротуар или тротуары; 2) проход, проезд, путь сообщения с примыкающими к нему зданиями, земельными участками…». Дорога: «Road — узкая протяженная полоса, со сглаженной или замощенной поверхностью, предназначенная для передвижения транспортных средств, автомобилей».

Обобщение определений «улица» и «дорога», приводит нас к следующим выводам:
  • Термин «дорога» употребляется для обозначения полосы территории, имеющей сглаженную или вымощенную поверхность, обеспечивающую передвижение людей и транспортных средств между населенными пунктами или другими объектами деятельности человека.
  • «Улица» — это линейная коммуникативная территория внутри населенного пункта, имеющая вид дороги, к которой примыкают здания или застроенные земельные участки
  • Пересечения улиц, дорог между собой образуют узлы сети. Узлами сети являются площади. Узлы пересечения дорог могут быть выполнены в виде обычных пересечений в одном уровне, либо в виде многоуровневых развязок.

Улицы населенных пунктов составляют непрерывную сеть в границах населенных пунктов, а если населенный пункт разделен водотоками, железнодорожными путями, другими барьерами естественного и искусственного происхождения — то в пределах «островов», образованных такими барьерами. Поэтому, кроме улиц и дорог в составе сетей должны рассматриваться такие важные элементы как коммуникативные узлы (площади) и искусственные сооружения (мосты, путепроводы), соединяющие обособленные участки сети (острова сети). Таким образом... улично-дорожная сеть — это коммуникативный пространственный каркас территории населенного пункта. Его основными элементами являются улицы, дороги, коммуникативные узлы (площади) и искусственные сооружения, соединяющие разобщенные участки улиц и дорог, острова сети.
АрхивМП