ЛабГрад.Блог

Размышления о городских бульварах

В начале 2000-х Михаил Любомирович Петрович был вдохновлен работами А.Ю. Михайлова и текстами проекта ARTISTS (“Arterial Streets Towards Sustainability“ — «Магистральные улицы — направление на устойчивое развитие»), разработанного в 2003 году по заданию комиссии ЕС, а также материалами «Комитета по городским территориям» — PIARC. В этот период внимание специалистов, особенно европейских, привлекали главные магистральные улицы (major arterials) и связанные с ними вопросы архитектурного и градостроительного проектирования, безопасности и организации движения. Для таких улиц, сочетающих значительные транспортные и пешеходные потоки, концентрацию офисов и деловых учреждений, разнообразные по назначению объекты массового тяготения, наиболее сложной являлась проблема баланса функций. В этой связи профильным комитетом по городским территориям PIARC был дополнительно предложен особый вид улиц — городские бульвары. Эта обновленная идея «бульвара» вдохновила Михаила Любомировича Петровича на серию размышлений о потенциале и перспективах этого типа магистрали.


РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГОРОДСКИХ БУЛЬВАРАХ


Идея бульваров базируется на концепции «пропускной способности окружающей среды», сформулированной в 1960-е гг. В общем контексте пропускная способность окружающей среды определена как максимальное количество людей (посетителей и жителей), которое может находиться в рассматриваемом месте без нарушения его функций. Применительно к магистральным улицам пропускная способность получила несколько иное определение и рассматривается как возможность реализации функций (условия движения, условия проживания и работы, качество городской среды, качество технических проектных решений и т.д.) при ограничении негативных воздействий транспорта (ДТП, загрязнение, шум) на окружающую среду. В результате такого подхода возникла концепция, содержащая следующие основные положения:

• бульвар — магистральная улица, обслуживающая большие транспортные потоки (до 100 000 авт./сут.), но имеющая незначительную разрешенную скорость движения;

• в отличие от городских дорог бульвар интегрирован в городскую среду, является ее частью и должен иметь многофункциональное назначение (т.е. допускает совмещение транспортных, социальных, экологических, культурных и других функций);

• проектные решения и благоустройство бульвара должны гарантировать баланс транспортных и экологических функций.


Концепция бульвара, и, в ее развитие, предъявляемые к бульварам технические, градостроительные и архитектурные требования задают определенные принципы проектирования этого класса улиц. К чисто техническим аспектам проектирования можно отнести:

• разделение разных видов движения (прежде всего транзитного и местного) в пространстве, для чего может применяться устройство параллельных основной проезжей части (основной поток) и местных проездов (местное движение, паркование, обслуживание застройки);

• пересечений только в одном уровне (т.е. регулируемых или кольцевых); смешанное движение (состоящее из транзитного и местного) делают ненужным устройство развязок в разных уровнях.


Архитектурные принципы проектирования бульваров выливаются в следующие положения:

• Пешеходные тротуары бульваров, обслуживающие разнообразные объекты массового тяготения, должны соответствовать большим объемам пешеходного движения.

• Дизайн и архитектурные решения должны подчеркивать приоритет ландшафта улицы над ее транспортными функциями, что будет влиять на поведение водителей и способствовать снижению скорости движения. В связи с этим необходимо соблюдать определенные пропорции между элементами бульвара. Например, желательно, чтобы ширина центральной проезжей части не превышала трети ширины бульвара, а дополнительные проезжие части проектировались бы как часть ландшафта улицы, что достигается зеленными посадками и дизайном благоустройства.

• Особое внимание должно уделяться благоустройству и дизайну тротуаров (материал и рисунок покрытий, освещение и т.д.), подчеркивающих приоритетность пешеходного движения и статус улицы.


В таком контексте технические проектные решения (план, продольные профили, поперечные профили) должны увязываться с архитектурными решениями. Авторы материалов PIARC также высказывают мнение, что концепция бульвара должна стать связующим звеном “…с прежней европейской градостроительной традицией, предшествовавшей автомобильной цивилизации…”.


Следует отметить общую черту всех новых предлагаемых классификаций и концепции городских бульваров: в них отчетливо прослеживается внимание к улицам как к элементу городской среды, стремление интегрировать их в эту среду, заметны растущие требования к качеству благоустройства и дизайна уличного пространства. Одна из причин этой тенденции — определенное пресыщение чисто техническими решениями. Поскольку в экономически развитых странах уже сложилась мощная инфраструктура городских дорог, возникает интерес к “традиционным” улицам.

АрхивМП