ЛабГрад.Блог

Эволюция задач развития улично-дорожных сетей российских городов

Анализ генеральных планов ряда городов, по картографическим материалам которых проводил исследования Михаил Любомирович Петрович (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань, Барнаул, Самара и другие) позволил выделить типичные задачи развития улично-дорожной сети, характерные для разных периодов их становления. Это позволяет нам задуматься о том, как меняются представления о самом понятии «развития» на разных исторических этапах.


ЭВОЛЮЦИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ


В генеральных планах начального периода развития исследованных городов (XVIII-XIX вв.) ставились следующие типичные задачи:

• устройство каркаса улиц, делящих территорию на кварталы застройки,

• устройство удобных подходов к рекам, пристаням и переправам через реки,

• в центре внимания планировщиков было устройство главного общественного пространства поселения, или системы общественных пространств, на которых размещались общественные здания, торговые зоны, другие элементы коммуникативного каркаса поселения.


Постановка задач, характерных для начального периода развития городов, была во многом повторена и в генеральных планах советского периода, с ярко выраженной социальной функцией мероприятий по развитию улично-дорожной сети. Отличительной особенностью является то, что основной планировочной единицей в генеральных планах советского периода стал микрорайон застройки, и основное внимание стало уделяться созданию крупномасштабной улично-дорожной сети. Мелкая улично-дорожная сеть либо переводилась в класс внутриквартальных проездов, либо полностью уничтожалась, отдельные элементы сети преобразовывались в улицы районного и общегородского значения.


Отметим, что для советского периода развития городов была характерной задача определения количества связей через крупные водотоки и магистральные железные дороги (мостов, путепроводов) и их местоположения.


Генеральные планы «российского периода» содержат новые постановки задач развития улично-дорожных сетей.

а) Общей задачей является повышение связности территории города, улучшение связей с районами массовой застройки. Отличие новых подходов заключается в том, что заказчики проектов вновь формируемых районов застройки ставят требование изоляции их от внешних дорог, требуют установки контроля доступа на уличную сеть такого района. В планах советского периода задача обособления местной сети от магистральной ставилась в отношении вновь создаваемых микрорайонов, задача контроля доступа на территорию микрорайонов в планах отсутствовала.

б) Близкими для планов российского и советского периодов являются задачи по развитию системы магистралей высших классов, решаемые вместе с задачами отвода транзитного движения от городов в целом и от их центров. Для решения этих задач планировалось, и в планах советского времени, и в новых планах, устройство кольцевых дорог, дуговых обходов, соединенных с внешними дорогами. Однако, в планах советского периода задача повышения роли транспортного узла города во внешних транспортных сетях, международных транспортных коридорах не формулировалась так же четко, как в современных планах. Новые планы акцентируют внимание на внешнем автодорожном кольце, в зоне которого должны размещаться грузовые терминалы.

в) Для современных планов характерна задача совершенствования сети улиц местного значения. Ее постановка обусловлена активным формированием мелких земельных участков в процессе приватизации земли, в процессе межевания земельных участков под частную застройку.

г) Новые планы отличаются постановкой задач совершенствования пешеходных путей сообщения и создания велосипедных путей сообщения.

д) В планах советского периода с помощью развития улично-дорожной сети, строительства новых магистралей решались задачи реновации районов малоэтажной застройки, изменения социальной организации городского сообщества посредством устройства микрорайонов. Важную социальную роль играли вновь образуемые административные площади социалистических городов. В новых планах постановка задач по социальному переустройству городского сообщества посредством развития (переустройства) улично-дорожной сети практически не прослеживается.

АрхивМП