ЛабГрад.Блог

Можно ли победить пробки в Петербурге?

Статья об основах основ для самых маленьких, написанная нашим специалистом Кириллом Сальниковым по просьбе Собака.ру. Публикуем текст без сокращений.

Можно ли победить пробки в Петербурге?


Пробки возникают на улицах городов по причине превышения фактическим количеством автомобилей на некотором участке пропускной способности этого участка. Конечно по улицам передвигаются не только личные автомобили, но именно они на практике составляют большинство и занимают больше всего места.

Исходя из этого для решения проблемы пробок необходимо либо увеличить пропускную способность улиц, построить новые, либо уменьшить спрос на использование личного автомобиля в повседневной жизни. Первый вариант решения проблемы кажется логичным, однако по опыту многих городов в разных странах он работает плохо. Дело в том, что при строительстве любой инфраструктуры, снижая время в пути или комфорт движения, мы повышаем привлекательность поездок, а значит привлекаем новых пользователей. То же самое можно сказать и про другие транспортные системы, например, велоинфраструктуру. Развивая её, мы делаем перемещение на велосипеде более удобным и быстрым, чем увеличиваем спрос на такие поездки. Основной вопрос для города: какой вид передвижений мы хотим поощрять?

Показательным примером в данном случае являются американские города. Они в течении 20 века инвестировали огромные деньги в строительство внутригородских дорог и развязок, расчертили большие площади под парковки. Но все эти меры не решили проблему пробок, если не усугубили ее, потому что у людей в таких городах нет альтернатив использованию личного автотранспорта. Кто захочет использовать общественный транспорт, если до остановки необходимо пробираться через эстакады, шоссе в центре города и парковки, а сам автобус ходит раз в час, потому что мало кому нужен? Куда можно доехать на велосипеде, если расстояния между точками поездки слишком велико, потому что город ориентирован на использование автомобилей и плотность населения мала, а районы перерезаны хайвэями?

Место на городских улицах всегда ограничено, не только в нашем городе, а в принципе. Это только кажется, что можно построить еще десяток дорог, расширить существующие улицы и проблема заторов будет решена. В краткосрочной перспективе, вероятно, это так, но в долгосрочной – возможность быстрее доехать на личном автомобиле побудит большее количество людей регулярно его использовать и сведет на нет все предыдущие достижения. Ни в коем случае не стоит трактовать это, как вред от строительства новых улиц и дорог. Они необходимы для повышения доступности территорий, связности сети, работы общественного транспорта и много другого. Но это вопрос другой для другой статьи.

Для снижения количества и размера транспортных заторов необходимо перераспределять «пространство» городских улиц между участниками движения таким образом, чтобы как можно большее количество людей смогли воспользоваться им для своих поездок. В этом случае общественный транспорт имеет принципиальное преимущество перед личным – он перевозит в десятки раз больше людей на единицу пространства городской улицы.
Таким образом, для уменьшения пробок на наших улицах необходимо переориентировать людей на использование альтернативных личному автомобилю способов передвижения. Не стоит также забывать про важность создания и обслуживания пешеходной инфраструктуры, ведь в многих случаях, особенно в центре нашего города, дойти куда-либо пешком можно быстрее, чем ждать автобус или искать место для парковки.

Можно ли было решить или хотя бы уменьшить проблему пробок в нашем городе раньше? Теоретически да, практически вряд ли, потому что на самом деле мы находимся не так далеко от начала пути – возникновения и осознания проблемы. В советское время абсолютное большинство людей передвигались на общественном транспорте и проблемы пробок в ее сегодняшнем виде не существовало. С ростом автомобилизации населения выросли и транспортные заторы. Нельзя сказать, что уровень автомобилизации сегодня уже достиг больших значений, он продолжает свой рост. Но важно не само количество автомобилей на душу населения, а регулярность их использования людьми, их количество на наших улицах. Пока оно растет, проблема будет только усугубляться.

Рецепт борьбы с пробками прост – развивать альтернативные виды передвижений (общественный транспорт, велосипедную и пешеходную инфраструктуру), перераспределять пространство улиц в пользу других видов передвижений. Однако в этом и сложность, потому что данный процесс очень многогранен, имеет много составляющих. Здесь можно обозначить: развитие выделенных полос движения общественного транспорта, в особенности на участках возникновения заторов и обязательно с контролем за их соблюдением, организацию платных парковок, создание общегородской связной велосети, расширение тротуаров в центре города и многое другое.

Что касается проблем с осложнением дорожной ситуации при выпадении большого количества снега, то данная проблема не является уникальной для нас, она объективная и усугубляет и без того сложную ситуацию. Конечно необходимо работать над тем, чтобы быстрее убирать улицы, не забывая про тротуары, поскольку именно от качества их обслуживания зависит желание людей поехать на машине или такси. Но важно понимать, что не снег является первопричиной транспортных проблем. Просто в дни со сложными погодными условиями необходимо прикладывать больше усилий для того, чтобы больше людей выбрали общественный транспорт.

Исследования