ЛабГрад.Блог

Базисный план территории — графоаналитическая модель для Санкт-Петербурга

Предлагаем сегодня фрагмент исследования Михаила Любомировича Петровича, посвященного графоаналитическим моделям и их роли в транспортном планировании. Модель комплексного представления транспортной сети и территории в виде «базисного плана» была впервые предложена в 1980х годах в рамках работы над «Банком градостроительных данных Ленинграда» в институте ЛенНИИпроект. На ее основе была построена графоаналитическая модель улично-дорожной и транспортной сети Ленинграда, применяемая до настоящего времени при решении различных транспортно-градостроительных задач. Михаил Любомирович отмечал, что к созданию модели «базисного плана» привело «желание тесно связать между собой транспортную сеть и территорию для повышения эффективности решения задач формирования и распределения транспортных потоков математическими методами».

базисный план территории — графоаналитическая модель для санкт-петербурга

Базисный план был использован для построения земельно-кадастрового членения городских земель в Санкт-Петербурге в 1991-1992 гг., а затем и в других городах России в 1990х годах. Базисный план территории — это графоаналитическая модель, представляющая территорию в виде «базисной сети» — сети, образованной характеристическими линиями важнейших линейных геофизических объектов территории, и «базисных кварталов» — ячеек базисной сети.

В качестве важнейших линейных объектов городской территории рассматриваются водотоки и береговые линии крупных водоемов, улицы, дороги и железные дороги, ярко выраженные перепады рельефа и им подобные геофизические границы. Эти объекты хорошо идентифицируются на местности, обладают хроноустойчивостью и создают каркас планировочной структуры города. Моделируемая территория оконтуривается линией, представляющей административную границу города.

В модели базисного плана линейные физические объекты представляются с помощью характеристических линий — осей водотоков, улиц, дорог и железных дорог, границ водоемов, срединных линий геофизических объектов. Принимается, что все характеристические и оконтуривающая линии пересекаются между собой с образованием узлов («базисных узлов»), что позволяет создать из отдельных линий «базисную сеть» и использовать для ее математического описания «плоский граф». Таким образом, появляется возможность применения известного математического аппарата теории графов для решения геоаналитических задач.

Сегменты характеристических линий, заключенные между базисными узлами — узлами (вершинами) графа, соответствуют дугам (ребрам) графа. Узлам графа могут быть сопоставлены географические координаты, дугам — параметры, характеризующие представляемые ими объекты.

В результате обхода каждой ячейки базисной сети образуется множество замкнутых контуров — «базисных кварталов», характеризующихся площадью, видом и величиной интенсивности использования территории, численностью проживающего населения и т.д. Важнейшим свойством базисных кварталов является покрытие всей территории города без пропусков и наложений. Сумма площадей базисных кварталов равна площади территории города в целом.

Формализованное описание территории с помощью модели базисного плана стало в то время своеобразным мостиком, связавшим математиков с градостроителями и всеми специалистами в области управления территориальными ресурсами.

В 1999 — 2000 годах модель базисного плана была использована для построения геоинформационной системы «Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга» (www.eist.spb.ru).
АрхивМП