ЛабГрад.Блог

О древних моделях, применяемых для планирования территорий

Первые модели обслуживали простейшие цели жизнеобеспечения племени или другого сообщества: расширение тропы, ведущей к реке, прорубка просеки, соединяющей стойбища, — даже эти простые, но выходящие за рамки потребностей одного человека, задачи, требовали согласованных действий нескольких людей, а возможно, и групповых действий одного или нескольких племен. Согласование действий требовали принятия некоторых планов — в отношении направления строящейся дороги, распределения строительных ресурсов и ответственности за поддержание дороги впоследствии в исправном состоянии. Мы не ошибемся, если скажем, что первые модели были словесными и знаковыми.

Более сложные задачи по совместному планированию развития дорожной сети возникли при организации сельскохозяйственных угодий: каждое угодье (надел) должен был иметь независимый подход, минимум пересечений с водотоками системы полива. Очень вероятно, что при проведении дорог должны были решаться и задачи справедливого распределения земель по владельцам. Новый уровень задач планирования возник при устройстве новых городов. Необходимо было решать задачи организации городской застройки. Можно твердо сказать, что в этих задачах уже использовались геометрические модели, с помощью которых вычислялись необходимые расстояния и строились прямоугольные сетки улиц.

Тесно связана с построением уличных сетей для новых городов и задача создания особых общественных пространств, служащих местом организованной торговли и местом сбора населения. Устроители таких пространств должны были использовать для решения своих задач модели управления обществом.

Управленческие модели применялись при устройстве сакральных пространств — площадей перед храмами и дворцами, дорог, ведущих к местам захоронения.
Вообще, упорядочению пространства придавался очень большой смысл. Так, квадрат, положенный в основу планировочной структуры города, придавал городу «устойчивость», «сбалансированность».

Задачи обеспечения защиты городов от неприятелей — еще одна группа задач, которая требовала совместных действий городских сообществ, а следовательно, и использования соответствующих моделей устройства улиц и дорог на подходах к городу. Примером такой модели служит описание устройства дороги на подходе ко входу в крепость «дорога должна подходить к крепостным воротам по возможности под углом, так, чтобы неприятель, подходящий к воротам, был обращен к крепостной стене правым, не защищенным, боком». В этом же ряду — модели устройства проходов, связывающих крепости с источниками водоснабжения.

Результаты следования определенным моделям мы можем видеть в регулярных уличных решетках городов Месопотамии, Египта, Древней Греции и Древнего Рима.
Схема планировки Мемфиса показывает, что особое значение имела дорога, соединяющая царскую резиденцию и кладбище. Она играла большую информационную функцию в городе и государстве в целом.

В планировке древнего Вавилона четко видны въездные дороги, переходящие в главные улицы города. На них расположены защитные сооружения, препятствующие входу в город врага.

Города Месопотамии имеют регулярную прямоугольную решетку улиц, служащую и для рационального расположения участков застройки, и для надежной ориентации сборщиков налогов, и для выражения силы человеческого разума, сумевшего преодолеть «беспорядок природы».
АрхивМП