Рисунок 1. Варианты трассировки Кольцевой линии метрополитена
при различных принципах территориального развития
Моноцентричное развитие предполагает несбалансированное использование территорий города, наличие одного центрального делового (центрального планировочного) района и отсутствие центров деловой активности на периферии. В этом случае, создание Кольцевой линии метрополитена должно решать следующие задачи:Рисунок 2. Предложения по развитию метрополитена, разработанные ЛНИИКХ в 1937г. (на основе данных [1])
Рисунок 3. Схема развития Ленинградского метрополитена 1962г. [2]
Впервые Кольцевая линия как замкнутый контур стала рассматриваться только в 1966 году. Тогда Генеральным планом развития Ленинграда предполагалось строительство двух кольцевых линий – «внешней», вдоль Центральной дуговой магистрали, и «внутренней» трассируемой через Васильевский и Петроградский острова, Выборгскую сторону, Большую и Малую Охту, а затем – вдоль Обводного канала до Балтийского вокзала и далее – на Васильевский остров (рис.4). При этом юго-восточный участок «внешнего» кольца приближен к трассировке Кольцевой линии в действующей на настоящий момент «Отраслевой схеме развития метрополитена…» [20].Рисунок 4. Схема развития Ленинградского метрополитена, 1966 г. [3]
Показатели современного развития Санкт-Петербурга в части площади освоенных территорий и уровня развития транспортной инфраструктуры сопоставимы с прогнозируемыми показателями генерального плана 1966 года (таб.1). Следовательно, решения по трассировке Кольцевой линии малого радиуса соответствует идеям развития города середины прошлого столетия, которые уже сейчас воплощены в жизнь. Санкт-Петербург продолжает развиваться. При сравнительном анализе решений Генеральных планов 1966г. и 2005г. видно, что площадь новых территорий, планируемых к освоению, значительно расширилась (рис.5). Это диктует новые требования, как к развитию транспортной системы города в целом, так и к планам по трассировке Кольцевой линии метрополитена, в частности.Рисунок 5. Прогноз освоения новых территорий по генеральным планам 1966-2005 гг
Рисунок 6. Сравнение Кольцевых линий Санкт-Петербурга и Москвы
Таким образом, развитие системы кольцевых линий внеуличного пассажирского транспорта Москвы, может быть охарактеризовано следующим образом: